вторник, 13 июля 2010 г.

Физическое воспитание детей по месту жительства

С первых дней установления Советской власти В. И. Ленин, Коммунистическая партия выдвинули широкую программу воспитания, образования и оздоровления подрастающего поколения. Подписанные В. И. Лениным декреты Советского правительства явились ярким примером государственной заботы о здоровье детей и подростков, об их всестороннем развитии.


Большой вклад в развитие массовой теории и практики физической культуры внес Н. И. Подвойский, начальник Главного управления Всевобуча. В одном из приказов (№ 283 от 31 декабря 1920 г.) он писал: «По указанию Председателя Совета Народных Комиссаров Ленина, данному мне 4 октября сего года, с весны 1921 года все городские, фабрично-заводские и сельские площадки Всевобуча должны быть оборудованы так, чтобы они стали самыми привлекательными центрами для детей, юношей и девушек по своему художественному расположению в самых красивых местах - на обрывах гор, около рек, озер, морей, рощ и пр., по своей художественной планировке, художественному оборудованию и своими программами физической культуры и практического коммунистического воспитания.

Указания Председателя Совета Народных Комиссаров могут быть осуществлены только силами всех местных организаций партии, РКСМ, профсоюзов, наробразов, здравотделов и пролеткультов с привлечением всех местных художественных и технических сил населения».

Исключительно большая роль в разработке принципов внешкольного воспитания принадлежит Н. К. Крупской. Она подчеркивала отрицательные последствия отсутствия воспитательной работы с детьми вне школы. «Если парень целый день околачивается на улице, - писала она, - если он находится под впечатлением разговора улицы и ему некуда приткнуться, то, конечно, тогда это не может не отозваться и на школе. Поэтому, мне кажется, очень важно обдумать со всех сторон, как надо вне школы организовать ребят, потому что правильная организация внешкольной работы помогает работе школы».

Вопросы физического воспитания школьников по месту жительства получили освещение в работах видных деятелей советской  педагогической  науки:   П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко. При создании научной системы внешкольной воспитательной работы А. С. Макаренко особое внимание уделял педагогической целесообразности каждого занятия, добровольности их посещения, непременной увлекательности и интересности. Он особенно подчеркивал роль школы в работе с
детьми, подростками и молодежью по месту жительства. «Я считаю, что педагогический коллектив школы должен организовать быт школьника. Что бы я сделал на месте директора школы? Я положил бы перед собой карту всех дворов, где живут ученики. Организовал бы бригады. Бригады приходили бы каждый день и рапортовали, что делается во дворах...

Я премировал бы лучшие бригады в школе. Я прикрепил бы родителей к бригадам...».
Вопросы физической культуры и спорта в организации и содержании досуга детей и подростков отражены в ряде публикаций в области физического воспитания. Интерес представляют работы А. А. Зикмунда, В. Н. Короновского, Н. И. Петрова, И. М. Яблоновского и др., освещающие опыт внешкольной работы по физической культуре. Авторы подчеркивают, что физическая культура, как специальная дисциплина, должна найти место в работе каждой школы, пронизать все моменты ее воспитательно-образовательной работы, «через школу проникнуть в жизнь и быт учащихся и всего окружающего населения».

С января 1930 г. начал выходить ежемесячный журнал «Физкультура в школе» - орган Наркомпроса РСФСР. Значительное место в нем уделялось и вопросам проведения массовой физкультурно-оздоровительной работы вне школы. Так, в статье Н. И. Петрова «Физкультуру - детям» отмечалось, что заполнить досуг неорганизованных ребят всеми видами внешкольной работы - одна из актуальных задач. Автор поднимает важные вопросы внешкольной работы по физическому воспитанию. По его мнению, она должна ставить своей задачей широкое вовлечение неорганизованных детей и подростков, а также школьников в такие виды и формы деятельности, которые эмоционально захватывали бы их, давали им достаточную физическую нагрузку, способствовали оздоровлению и укреплению растущего организма. Большое внимание должно быть уделено в ближайшее время изысканию способов организации детей без руководителя, с большим уклоном на охват их внешкольной работой непосредственно в самой семье и в месте их постоянного времяпровождения.

Перед партийными, комсомольскими организациями со всей серьезностью встали задачи проведения работы с детьми и подростками вне учебных занятий. Необходимо было найти правильные пути решения данного вопроса. В 30-е годы физкультурно-массовая работа с детьми и подростками по месту жительства проводилась в основном через пионерские отряды. В постановлении ЦК ВЛКСМ «О работе пионерского звена и отряда летом» (1934 г.) предусматривалось создание звеньев, объединяющих пионеров, живущих в одном доме или в нескольких ближайших домах.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) была проведена перестройка школьной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и подростков в соответствии с задачами военного времени. Важнейшей задачей школы и внешкольных учреждений была забота об их здоровье. В связи с этим предстояло обеспечить необходимую физическую подготовку всех учащихся. Основным содержанием внеучебной работы становится военно-патриотическое воспитание. Массовый характер приобрело тимуровское, движение. Была создана широкая сеть военно-прикладных кружков по месту жительства.

В послевоенный период партией были намечены пути по улучшению воспитания учащихся, возросли требования и к физическому воспитанию подрастающего поколения как в учебное, так и во внеучебное время.

Было определено и основное содержание работы по месту жительства - создание при домоуправлениях широкой сети кружков (рукоделия, технических, художественной самодеятельности и др.) и спортивных секций: летом - футбольных, волейбольных, гимнастики, легкой атлетики; зимой - конькобежных, хоккейных, лыжных. Рекомендовалось организовывать во дворах массовые праздники, спортивные соревнования и игры.

Из книг и статей, отражающих опыт организации воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в 50-е годы наибольший интерес представляют работы В. С. Доценко, М. П. Кожаного, Т. Ф. Легостаевой, А. И. Мищенко, А. В. Хитровой и др.

Так, А. И. Мищенко, на основании опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в микрорайоне считает одной из важнейших ее задач подготовку и сдачу норм БГТО и ГТО. Возможность тренировок в своем дворе в свободное время без поездки на дальний стадион давала возможность подросткам быстрее совершенствоваться в .любом виде спорта. Говоря о преимуществах этой формы внешкольной работы, А. И. Мищенко отмечает, что она не носит сезонный характер. Досуг подростков организован не только в каникулярные дни. «Мы имеем возможность, - пишет А. И. Мищенко, - проводить спортивно-воспитательную и культурно-массовую работу круглый год, причем занятия спортом не нарушают школьную жизнь подростков, а наоборот, помогают им учиться лучше».

В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии (1961 г.), особое внимание уделялось заботе о здоровье и увеличении продолжительности жизни советского человека. «Досуг людей, - указывалось в Программе КПСС, - будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, художественному творчеству. Физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий